Моя почта Статьи Юмор Рецепты Soft
 

Из истории города Кургана

У каждого человека есть на земле такое место, где ему по-особому тепло. Это город, деревня, село, улица, дом и двор, ступеньки, ведущие к порогу, где впервые ощутил мир и себя, откуда началась для него необъятная Родина. Для сотен тысяч зауральцев таким местом стал Курган, раскинувшийся на живописных берегах Тобола. Город привлекателен и красив. Гостей, приезжающих к нам, прежде всего поражает не романтический налет древности и памятники архитектуры прошлых лет, а его молодость. Только 50 лет прошло с тех пор, как сформировалась центральная площадь Кургана. Первый 9-этажный дом построен в 1966 году, а город уже высотный, белокаменный, утопающий в зелени. Парки, сады, скверы, аллеи занимают в нем 450 гектаров.

На улицах много молодежи. И это тоже лицо города. В Кургане государственный университет, государственная сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева, военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации, институт государственной и муниципальной службы, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Международный университет, Курганское отделение факультета заочного обучения Уральского института МВД Российской Федерации, 8 средних специальных учебных заведений, 12 профессионально-технических училищ и 67 общеобразовательных школ. Открыт крупнейший в стране Научно-исследовательский институт экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии, который курганцы любовно называют институтом доктора Илизарова. В 1978 году Гавриил Абрамович Илизаров за разработку и внедрение в практик нового направления в медицине удостоен Ленинской премии, а в 1981 — звания Героя Социалистического Труда. Имя доктора и город, где он творил настоящие чудеса, сегодня известны всей стране и далеко за ее пределами. В настоящее время методы лечения, разработанные сотрудниками института под руководством Г.А. Илизарова, применяют более 800 клиник страны.

Курган — город-труженик, крупный центр металлообработки и машиностроения. Его колесные тягачи, автобусы, автогудронаторы, битумовозы, деревообрабатывающие станки, арматура для атомных электростанций, морских судов, химических заводов, машины для сельского хозяйства, продукция перерабатывающей промышленности пользуются спросом на рынке. Но внешний вид промышленных предприятий определяют не высота труб и эстакад, а зелень аллей из яблонь, рябины, кленов и берез, скверы и цветники под окнами цехов и у заводских проходных. Они органично вливаются в облик города и порой трудно отличить заводскую территорию от жилого района. Гордость курганцев — площадь имени В. И. Ленина. В ее красе, в облике проспекта Конституции, улиц В. И. Ленина и Н. В. Гоголя мы видим завтрашний день Кургана, начавшего свою удивительную судьбу с легкой крестьянской руки Тимофея Невежина, срубившего себе избу на крутом яру Тобола, близ древних курганов. На живописный берег реки и благодатную землю потянулись тогда первые переселенцы. Вскоре выросли тут острог и слобода, получившая название по Цареву Кургану, о котором замечательный русский путешественник-естествоиспытатель XVIII века, академик Петр Симон Паллас писал: "Сим именем называется чрезвычайной величины курган, о коем никакого не осталось предания, и неизвестно, воздвигнут ли оный древними обитателями сея страны, как памятник какого важного происшествия, или как гробница, покрывающая тело какой ни есть знатной особы. Холм сей имеет в окружности около 240 аршин... К южной стороне от великого сего холма лежит к реке еще несколько маленьких, и видны различные могильные насыпи... В шести верстах от оного прибыл я в слободу Цареву-Курганскую, или Царево Городище, которая свое название от вышеупомянутого должна производить".

Точной даты возникновения города пока не найдено. Но ряд исследователей склоняются к одной и той же дате — к 1662 году. Это Г. Ф. Миллер, П. С. Паллас, курганские историки Н. А. Лапин, А. А. Кондрашенков, Н. Ф. Емельянов. Журнал "Наука и жизнь" в N6 за 1978 год, ссылаясь на "Полное собрание законов Российской империи" и упоминания в летописях, называет основанием нашего города 1553 год. Эта же дата зарождения поселения значится и в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, изданном в 1896 году.

По книге "Списки населенных мест Тобольской губернии" выпуска 1904 года Курган основан в 1633 году. Краевед Е. С. Селетков обнаружил в Центральном государственном архиве древних актов Сообщение из конторы Курганской слободы на вопросы профессора Г. Ф. Миллера от 23 мая 1741 года. В нем написано: "Слобода Царево Городище поселена жителями в 1635 году над рекою Тоболом на жилой стороне, а по какому Указу оная слобода строена, об этом справитца несчего и старинных дел с начала поселения в конторе Курганской не имеетца, которые хотя и были токмо у полковых дел при бытности бывшего полковника Леонтия Парфенова".

Далее в Сообщении говорится: "Крепостное строение около той слободы — деревянный заплот лежачий, ров, надолбы и рогатки, мерою той крепости 850 сажен. Строена оная крепость... в 1639-м, и 1700-м, и 1729 годах".

В Сибирской летописи при пятом архиепископе Сибирском и Тобольском Симеоне, который управлял епархиею с 1651 по 1664 г., говорится: "около 1663 г. основана самая отдаленная на юге слобода Царево Городище, на левом берегу Тобола, на Алгинском яру... Через несколько лет эта слобода по причине обвалившегося берега перенесена по Тоболу ниже за восемь верст". Этот же 1663 г. находим в книге "Тобольская губерния накануне 300-летия годовщины завоевания Сибири": "Около 1663 г. русскими, водворившимися уже прочным хозяйством в Сибири, основана была на отдаленном юге слобода Царево Городище, получившая название свое от стоявшего здесь в древности татарского Царева Городища".

Из всех имеющихся дат об основании Кургана 1662 год — эта дата, пожалуй, самая достоверная.

За свою историю город много раз разорялся кочевниками, выгорал дотла и возрождался заново. С 60-х годов XVII века он постоянно значится в исторических документах.

По ревизским сказкам 1710 года Курганская слобода насчитывала уже 71 двор и 456 человек. Возникшая на пограничной окраине Южного Зауралья, она быстро превратилась в военную крепость, охранявшую от набегов кочевников русские земли. К середине XVIII века слобода имела тройную линию укреплений и насчитывал а около тысячи служилых людей с 28 пушками. Гарнизон крепости был самым крупным во всем Притоболье.

С освоением земель дальше на юг и восток, строительством крепостей новой пограничной линии Курганская слобода утратила свое оборонное значение и стала развиваться как административный и торговый центр.

19 января 1782 года Екатерина II подписала Указ об учреждении Тобольского наместничества в составе двух областей: Тобольской и Томской. "Тобольская область делилась на десять уездов, вследствие чего пригороды и селения, по коим названы уезды, переименовать городами". В числе десяти уездов был назван и Курганский. Так, спустя 120 лет после своего основания, Курганская слобода была переименована в город Курган. А 17 марта 1785 года был издан Указ о присвоении новым городам гербов. Курган получил герб: "в зеленом поле два серебряных кургана: по имени сего города и в знак, что оные при самом городе находятся". Городской герб помешался в нижней части двухчастного щитка, а в верхней помещался герб губернского города — Тобольска.

Удаленный от центра России, город использовался царизмом как место ссылки. Началось это, видимо, еще при Петре I. Посетивший Курганскую слободу в 1771 году академик И. Б. Фальк писал, что ее северная часть отделена от южной деревянной стеною и называется Шведской слободою. С 1830 года в Кургане жили ссыльные декабристы. За 27 лет в городе побывали Н. В. Басаргин, Ф. М. Башмаков, А. Ф. Бригген, В. К. Кюхельбекер, В. Н. Лихарев, Н. И. Лорер, М. А. Назимов, М. М. Нарышкин, И. Ф. Фохт, Д. А. Щепин-Ростовский, И. С. Повало-Швейковский, А. Е. Розен, П. Н. Свистунов.

После подавления польского восстания (1863-1864 гг.) в город были сосланы 93 польских патриота. В это же время здесь отбывал наказание В. В. Трувеллер — связной А. И. Герцена, доставлявший "Колокол" в Россию.

В "Обзоре экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа и города Кургана Тобольской губернии" за 1895 год записано, что домов всего 1127, из них каменных — 7, двухэтажных — 21, трехэтажных — 2... Жителей — 7376, ссыльных — 3493.

Первый поезд из Челябинска в Курган пришел 4 октября 1893 года, через 20 лет в городе появился первый автомобиль. В 1914 году пущена первая электростанция, открылись кинотеатры "Прогресс" и "Лира", начала действовать телефонная связь. Сразу же телефон был установлен на железнодорожном вокзале. Гласные городской Думы мотивировали это тем, что телефон играет "важную роль в поимке преступников и в других случаях полицейской службы".

С постройкой железной дороги, связавшей Курган с центром России, город приобрел важное экономическое значение. Появились промышленные предприятия местных предпринимателей и иностранных монополий. Растет рабочий класс, а вместе с этим и его недовольство жестокой эксплуатацией. Уже в 90-х годах в городе велась пропаганда марксизма, начатая И. А. Кузнецовым, учеником и соратником В. И. Ленина по самарскому кружку, продолженная учителем Просветской лесной школы А. А. Наумовым и его женой Е. И. Наумовой. Дальнейшее распространение марксистско-ленинских идей в Зауралье шло через ленинскую "Искру". В марте 1901 года из Берлина в Курган был доставлен чемодан с первым номером "Искры" и другой литературой.

В 1903 году в городе возник социал-демократический кружок. В нем активную роль играл рабочий Н. С. Бутаков. Ленинские идеи находили благодатную почву, особенно в рядах курганских железнодорожников. Революцию 1905 года они уже встретили, умело сочетая экономические требования с политической борьбой.

Перед Великой Октябрьской социалистической революцией в городе с населением в 40 тысяч человек было 49 предприятий с шестью тысячами рабочих, 7 врачей, 90 больничных коек, мужская и женская гимназии, публичная библиотека с 187 читателями.

С установлением Советской власти жизнь города преобразилась. Он стал быстро расти. К сороковому году в нем уже насчитывалось около 50 тысяч человек.

Курган продолжал бурно развиваться и в суровые годы войны. Он принял 15 промышленных предприятий из западных областей и около 20 тысяч населения. Все предприятия в короткий срок организовали выпуск продукции для фронта. Работали курганцы поистине героически. В 1943 году Курган стал областным центром.

В пятидесятые годы в городе развертывается строительство ряда крупных предприятий. Заложены и вошли встрой заводы "Химмаш", арматурный, автобусный и Курганская ТЭЦ. Уже в 1953 году объем строительных работ в городе вырос в 11 раз в сравнении с 1940 годом. Город гордится коллективами "Курганмашзавода", в 2000 году отметившего 50-летний юбилей, автобусного, лрожзавода, Курганстальмоста, Корвета, Икара, "Русич" —"КЗКТ", Дормаша и др.

В конце девятой пятилетки на северо-западе от Кургана, близ путепровода на автомагистрали Курган-Челябинск, начал строиться завод мостовых металлических конструкций. Он занял территорию в 30 гектаров и теперь поставляет свои изделия на стройки Сибири и Дальнего Востока.

Близ завода идет строительство нового Заозерного района. Он стал важным жилым массивом с населением до 55 тысяч человек. Генеральный план застройки разработан ленинградцами. Автор проекта архитектор Надежда Александровна Энгельке. Проектом предусмотрено строительство административно-общественных зданий, театра, гостиницы, торгового центра.

Большое внимание в проекте уделено озеленению, созданию спортивных и игровых площадок, мест для отдыха.

Заозерный застраивался микрорайонами. Сохранились почтовые адреса (Заозерный, мкр. N 1, дом N 248). Микрорайонов восемь, один проспект имени маршала Ф. И. Голикова. До 90-х годов XX века здесь было только две улицы: имени первого Героя Труда в Зауралье, машиниста станции Курган И. К. Алексеева, советского и партийного работника, почетного гражданина города Кургана И. А. Фарафонова. Заозерный рос, появились и новые улицы, названные в честь Героев Советского Союза маршала Г. К. Жукова, Д. Г. Суховарова, Е. В. Родькина, Героев Социалистического Труда ГА. Илизарова, ТС. Мальцева, В. С. Епишева, В. В. Куксилова, кавалера трех орденов Славы, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача РСФСР Я. Д. Витебского. В Заозерном 6 школ, торгово-экономический техникум, культурный центр "Современник". В 1999 году разбит парк. Построен уникальный спортивный комплекс Ледового дворца.

Курган — крупнейший транспортный узел, располагающий современным аэропортом, двумя железнодорожными и автомобильным вокзалами. Регулярное воздушное сообщение ведется с Москвой, Тюменью, Екатеринбургом, Челябинском.

***


Город начинается с улиц. Они, как и люди, рождаются и мужают, вбирают в себя многообразие жизни, ее историю. Улицы — это и память прошлых лет, и наш сегодняшний день, и взгляд в грядущее.

Первая планировка Кургана проведена в 1786 году. Тогда по плану наметились только две улицы — Береговая и Троицкая. А пятьдесят лет спустя декабрист А. Е. Розен в своих воспоминаниях писал: "Город построен на берегу Тобола, имеет три улицы продольные с перекрестными переулками. Строения все деревянные, кроме двух каменных домов..."

К 1860 году в Кургане застроились Дворянская и Солдатская улицы, которые пересекали девять переулков. На рубеже XX века улиц было уже восемь. К ранее существующим прибавились Скобелевская, Запольная, Ново-Запольная и Пушкинская, стал быстро разрастаться поселок у железной дороги.

В названиях улиц навечно закрепилась история первых шагов Советской власти. Они всех героев помнят поименно. Улица Дмитрия Егоровича Пичугина, Лавра Васильевича Аргентовского, Николая Дмитриевича Томина, Коли Мяготина...

Улицы увековечили память о народных героях, любимых писателях, художниках, деятелях науки и искусства, Героях Советского Союза и видных деятелях международного коммунистического движения.

Курган — родина государственного деятеля, дипломата Л. Б. Красина (1870-1926 гг.), поэта С. А. Васильева (1911-1975 гг.). В городе в 1915 году начал свою деятельность известный писатель Всеволод Иванов, одиннадцать лет прожил в Кургане лауреат Государственной премии СССР художник В. Н. Горяев (1910-1982 гг.).

В конце XX века в городе насчитывается более 500 улиц, переулков, микрорайонов, 15 тысяч домов, из них 4500 — 4-5-, 9-10-этажных, два — 12- и один — 16-этажный дом.

Развитие промышленных предприятий, строительство города, расширили связи горожан с сельчанами, живущими вокруг областного центра города Кургана. И юрод раздвинул свои границы: к 1960 году в его состав пошли станция Галкино, Мало-Чаусово, Рябково, Вороновка, с 1980 года по решению Совета Министров РСФСР в административное подчинение г. Кургана пошли станция Курганка, Увал, Зайково и Заозерный микрорайоны. 17 июля 1996 года городская Дума принимает новое решение: "Учитывая многолетний факт административного подчинения Глинского, Черемуховского сельсоветов, поселка ассоциации "Тополя" Администрации города Кургана и поступившие решения жителей этих поселений — жить в рамках городской черты Кургана, а также факт использования жителями города Кургана водоема Голубые озера, земли зайковского кладбища, вложение средств города в освоение этих земель, Курганская городская Дума решила: "Просить Курганскую областную Думу внести в городскую черту города Кургана земли Черемуховского, Глинского сельсоветов, поселка ассоциации "Тополя", зайковского кладбища, земли, прилегающие к водоему Голубые озера".

Назад

добавить в избранное                        написать письмо

Рассылки@Mail.ru
Мужская газета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

  

Rambler's Top100

 

Дизайн и поддержка - paxan14
Сайт создан в системе uCoz