Моя почта Статьи Юмор Рецепты Soft
 

Вождество

Я хотел бы остановиться на вопросе  о том, что такое вождество, в каких формах оно существовало в Скандинавии, попытаться расшифровать сам термин «конунг», что понимали люди под этим словом.

   Начнём с первого вопроса. Если исходить из формационного подхода, то вождество – это форма племенной организации в эпоху разложения первобытнообщинного строя. Управление племенем или союзом племён в вождество осуществляется родоплеменной или военной верхушкой во главе с наследственными вождями. В современной науке понятию вождество близок другой термин – военная демократия, который был введён американским учёным Л. Г. Морганом. Он обозначает власть военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя. Если брать этот термин в более широком смысле, то он означает заключительный этап разложения первобытного общества и преобразования его в классовое общество.

   В настоящее время, в науке утвердилось мнение, что вождество и сама военная демократия существовали у всех народов в том или ином виде, в то или иное время. Да, конечно, данная точка зрения достаточно убедительная, однако, существуют и другие мнения по этому поводу. Хочется процитировать мнение Дмитрия Лялина, высказанное им в одной из его статей: «Так называемый период «военной демократии» считается обязательно предшествующим государственному строю. Это не совсем верно. Военная демократия вовсе не обязательный этап. Если посмотреть историю государств, развившихся непосредственно из военной демократии (Франция, Германия, Скандинавия, Россия, государство ацтеков), то очевидно, что эти государства возникали не независимо, а либо на развалинах других государств, либо под сильным влиянием более развитых соседей, уже находившихся к тому времени на государственной стадии развития. Например, конфедерации и союзы племен стали формироваться у североамериканских индейцев лишь под натиском европейцев или под влиянием южных, более развитых, соседей. Это как бы вторичные государственные образования, поскольку здесь имеет место лишь заимствование уже существующих государственных институтов. Роль военных вождей в данном случае действительно высока и они часто становились в последствии правителями этих государств, т.к. их племена вынуждены были постоянно защищаться от более развитых соседей. Набеги и захваченная богатая добыча, несомненно, поднимали авторитет военных вождей, а грабежи могли играть значительную роль в экономике этих племен. Но все это возможно только при одном условии – при наличии высокоразвитых соседей, у которых уже сложились государственные отношения».

   Таким образом, можно говорить об альтернативах вождеству и военной демократии. Каковы могли быть эти альтернативы? Обратимся всё к тому же автору: «В первых, возникших независимо государствах, (Египет, Месопотамия, Китай, ранние государства Мексики и Перу) процесс становления государства и власти проходил несколько иначе. Военные вожди не могли иметь тут большой власти. Война – дело нелегкое, многое здесь зависит от удачи. Гораздо легче грабить богатых соседей, занятых земледелием и скотоводством, чем воевать с такими же бедными охотничьими племенами, как и твоё. Да и что грабить у охотников и собирателей. Большого авторитета не заработаешь. К тому же военные вожди имели власть только непосредственно над воинами, отправившимися в поход, и только на время похода. Гораздо большую, и постоянную, власть могли иметь вожди и жрецы, занимавшиеся повседневными делами племени. С переходом к земледелию их влияние должно было сильно возрасти. Что касается жрецов, то хороший урожай и успех в делах для древних людей, несомненно, зависел от милости богов. К тому же жрецы, наблюдая за явлениями природы, за разливами рек и проч., действительно могли обладать ценными для племени знаниями… Именно по этому практически во всех древнейших обществах государственная власть – это власть теократическая…Вожди и жрецы не потому получали власть, что были богаты, они становились богаты именно потому, что получали власть, т.е. возможность руководить людьми».

   Теперь вернёмся к Скандинавии, где вождество имело место быть. Оно приобрело здесь особые формы. В Скандинавии из-за крайней скудности природных ресурсов формы военной демократии были ещё более ярко выраженными. Из-за необходимости совершения грабительских набегов от нехватки продовольствия вожди-конунги не просто начинают выделяться из общества, они приобретают огромную власть над ним, соединяя при этом в себе ещё и сакральную функцию.

   Трудно переоценить ту роль, которую сыграли конунги в истории норманнов. Конунги – это не только войны, прежде всего – это вожди, которые были своего рода «двигателями» общества. Теперь обратимся к самому термину «конунг».

   Обратимся к источнику, Снорри Стурлусон в Круге Земном, а именно в «Саге об Инглингах» упоминает некого конунга Данпа, сына Рига, который был первым назван «конунгом». Упоминание о Риге не случайно. Известно такое произведение как «Песнь о Риге», которую часто в науке называют «мифологической социологией». В ней обосновывается сословное деление скандинавского общества на рабов, крестьян-бондов и на вождей. Имя Ярл, которое в переводе означает «Вождь», носил один из героев «Песни о Риге». Его младшего сына звали Кон, что значит «отпрыск». Петрухин В.Я., пересказывая это произведение, так пишет о нём: «Дети унаследовали любовь к занятиям отца, но младший ведал также руны – целебные, такие, сто он мог оказать помощь при родах, волшебные, которые могли притупить меч, могучие, способные успокоить море. Он знал птичий язык и мог усмирить огонь… Собственное имя юного Кона означает не что иное, как королевский титул – «конунг».

   Для более полноценного, на мой взгляд, изучения конунгов, даже в рамках изучения саг, важно знать не только определение этого слова, но и его этимологию и историю, тем более что оно имеет глубокие языковые корни.

Семёнова М.В., так пишет о происхождении слова «конунг»: «Древнескандинавское слово конунг сильно напоминает русское князь. Эти слова являются родственниками не только по звучанию, но и по своему значению.

   Связь между этими словами гораздо сложнее, чем считалось раньше, глубже и интересность. Их родство учёные связывают с народом, который называют «индоевропейцы», в литературе также встречаются и другие названия этого народа – индоарии или индогерманцы.

   У многих современных народов, причисляемых языковедами к индоевропейской языковой семье, сохранились некоторые сходные слова, напоминающие о том древнем родстве. Причём слова эти, как правило, выражают очень старые понятия, существовавшие ещё до отпочкования того или другого народа от общей ветви.

   Одним из таких понятий было «предводитель, старейшина рода, глава семьи». Так появились слова, которыми во многих странах называли раньше или посейчас называют правителя: немецкий «кёнинг», английский «инг», шведский «кунг», норвежский «конг», датский «конге», эстонский и финский «кунингас», русский «князь», болгарский и западноевропейский «кнез»…

В обозримые исторические времена эти слова подразумевают правителей-мужчин. Однако, установлено, что древний индоевропейский корень «кон», от которого все они происходят, означает женское чрево, в котором зарождается новая жизнь…

…Исследователи переводят «кон» так: «предел, начало, конец». Древние люди вкладывали сюда понятие изначальности, вечности, замкнутого круга, границы. Вспомним: исконный, испокон веку, конец, скончаться. Не лишне упомянуть слово закон, то есть обычай. «Коном» в старину называлась большая группа людей, тесно связанных между собою, первоначально – родственный клан, большая семья».

   Общепринятое определение этого слова таково: конунг (древне норвежское konungr) – у скандинавских народов в средние века первоначально – военный вождь; с образованием государств в Швеции, Норвегии, Дании – король. К этому можно добавить, что некоторые конунги были предводителями дружин, живших военной добычей и участвовавших в походах викингов.

   Таким образом, в процессе разложения родоплеменного строя и перехода к классовому делению общества роль конунга значительно возрастает. Постепенно конунги начинают превращаться из просто военных вождей в королей, объединивших разрозненные части Скандинавии в полноценные государственные образования, заняв вершину сложившейся иерархии общества.

Назад

добавить в избранное                        написать письмо

Рассылки@Mail.ru
Мужская газета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

  

Rambler's Top100

 

Дизайн и поддержка - paxan14
Сайт создан в системе uCoz