Моя почта Статьи Юмор Рецепты Soft
 

Скандинавские конунги

Конунги являются той силой, которая, так или иначе, направляла развитие Скандинавских стран. И практически вся средневековая история таких стран как Дания, Норвегия, Швеция и Исландия связана с деятельностью конунгов.

Но какими они были на самом деле, таким ли, какими их рисует, создаваемая нами история? Говоря о конунге, часто рисуется образ человека огромной силы, грубого, с боевым топором или двуручным мечом…, но всё это лишь образы внушаемые нам всевозможными художественными фильмами, книгами и т.д. Да, действительно, это отражает неугасаемый интерес общества к данной теме, но, однако, особых ясностей не вносит и окончательная точка по данному вопросу ещё не поставлена. Образ конунга во многом так и остаётся неизученным и до конца непонятым. Саги являются ключом к раскрытию сложного и противоречивого образа конунга. Что представляет собой сага?

   Сага – древнеисландские прозаические повествования. Кто был автором caг — неизвестно. Их персонажи — исландцы, жившие в эпоху расцвета первой исландской республики с 930 по 1030 г., а написаны они в период с 1180 г. до середины XIV века. Классическим периодом исландских саг является XII век. Саги написаны в реалистическом стиле, психологически правдоподобны, логически правильны, но их историческая достоверность подчиняется законам искусства. Слово «сага» — исландское понятие, которое обозначает рассказ о событиях или же сам процесс развития событий. Древнеисландские саги чрезвычайно многообразны в жанровом отношении.

Исследователями выделяются несколько основных жанров скандинавской саговой литературы, которые, в свою очередь, распадаются на поджанровые группы. Во-первых, выделяются «саги об исландцах» или «родовые саги» — наиболее известный и изученный в отечественной традиции жанр. Саги эти посвящены событиям в Исландии в так называемый «век саг», начавшийся с учреждения общеисландского народного собрания — альтинга — в 930 году. «Саги об исландцах» — наиболее объемная и значимая часть саг, посвященных собственно исландской истории. Всего их около тридцати пяти. Они посвящены истории отдельных исландских родов и местностей. Кроме того, к «сагам об исландцах» примыкают в сюжетном отношении т. н. «пряди об исландцах» — небольшие вставные рассказы в составе «королевских саг». Они рассказывают о деятельности исландцев (как правило, также в «век саг») при дворе норвежских королей и правителей. Существуют также саги о королях Норвегии, среди них «Круг Земной» или «Хеймскрингла» Снорри Стурлусона, и саги о епископах Исландии. Кроме того, имеется группа саг, примыкающих к королевским сагам и излагающих историю различных регионов Скандинавии. Наконец, большую группу саг составляют саги «о древних временах», то есть эпохе, предшествующей «веку саг». Всего известно двадцать семь саг «о древних временах» и две близких им, содержащих сюжеты героического эпоса «пряди».

  Дошедшим до нас сагам, прежде всего, присущи исторический и бытовой реализм, психологизм и эпическая простота. Большинство саг, в настоящее время, переведены на русский язык и являются общедоступными. В плане изучения образа конунга, прежде всего, интересны родовые саги и саги, дошедшие до нас в произведениях Снорри Стурлусона, из которых хотелось бы выделить «Сагу об Эгиле», «Сагу о Греттире» и «Сагу о Финнбоге Сильном».

   Вождество, как форма племенной организации в эпоху разложения первобытнообщинного строя, было характерно для всех народов, но именно в Скандинавии оно проявилось в особых формах. Одной из особенностей стало появление на исторической арене конунгов. Первоначально так называли военных вождей; с образованием государств в Швеции, Норвегии, Дании словом конунг стали называть королей.

   Саги по особенному раскрывают этот, очень сложный и по своему          запутанный, образ скандинавского вождя. Конунг – это не обязательно положительный персонаж повествования. Зачастую этот образ рисуется как отрицательный, но прямо об этом не говориться, читающий сам должен понять это. Авторы саг избегают прямых оценок героев, выводя на первый план события происходящие вокруг них. Но, так или иначе, конунг не предстаёт в одном цвете, а рисуется автором разными красками. Саги наделяют конунгов специфическими качествами и умениями, отличающими и выделяющими их от остальной массы людей, возводя их на высшую ступень иерархии, современного им общества. К таковым можно отнести:

1.     Щедрость и гостеприимство

2.     Храбрость

3.     Удача

4.     Умение слагать висы

5.     Знание рун

Теперь стоит рассмотреть каждое из них более подробно.

    Щедрость и гостеприимство конунга ценились очень высоко. По этим меркам его оценивали как вождя. Если он был скуп, по отношению к своим людям, и был негостеприимен, по отношению к своим гостям, то такой конунг, обычно, не пользовался уважением людей. Это считалось позором.

Хитрость, обман, соперничество – не считались чем-то зазорным или плохим. Наоборот, хитрость приравнивалась к уму.

   Храбрость – основная черта вождя. В сагах практически не представлено трусливых конунгов. Вождь – это эталон, на который должны равняться окружающие его. Своим поведением он подаёт пример остальным.

   Что касается удачи, вера в которую у скандинавов была просто огромной. Удача вообще имела большое значение для людей той эпохи, тем более для конунгов. Именно удача превращала конунга в победителя. Удачей делились, веря в то, что она может перейти от одного человека к другому. Поэтому верили, что удачливый вождь приносит удачу и своим людям. Но удача была хрупка и изменчива и часто отворачивалась от людей. Так в одной из эддических саг повествуется о неком Греттире, который был великим войном и совершил немало подвигов, но удача отвернулась от него и вскоре он погиб.

   Одним из самых важных знаний, которыми должен в совершенстве владеть конунг, было умение слагать стихи (висы). У скандинавов было особое отношение к слову, особенно к слову ритмически организованному и рифмованному, что и представляли собой висы. Любое стихотворение тогда считалось заклинанием. Подтверждением тому является закон, существовавший в Древней Скандинавии, согласно которому за любовное стихотворение о женщине полагался серьёзный штраф: ни у кого не вызывало сомнений, что сочинитель пытался магическим способом «присушить» объект своей страсти. Так же и конунг, владеющий искусством сложения вис, мог своим стихами-заклинаниями сильно навредить врагу и привлечь удачу к своей дружине. Кроме того, в глазах древнего человека поэтическое творчество означало особые отношения с богами. Самый известный из скальдов-конунгов – Харальд Суровый Правитель (1015-1066) – похвалялся тем, что владеет умением «сковать мёд Игга», т.е. изготовлять мёд поэзии, сочинять стихи.

   Другим важным знанием для конунга, помимо сложения стихов-вис, было знание рун. Руны были частью духовного таинства, непосредственно связанного с сокровенными тайнами магии. Руны давали, умеющему ими владеть, навыки врачевания, колдовства и связи с богами. Так в «Саге об Эгиле», главный персонаж которой Эгиль Скаллагримм, будучи изгнанным из Норвегии, вырезал на конском черепе проклятье из двух строф в семьдесят две руны каждая. Кроме того, рунами часто пользовались для гадания и принятия важных решений. Руны не были в общем употреблении, они принадлежали к числу высших знаний в божественных и человеческих вещах. Поэтому руны оставались знанием избранных людей, для кого это тайное искусство было открытым. Для конунга это знание было необходимым. Руны учили избегать опасности, заговаривать оружие, утишать бурю, гасить пожар, утешать скорби. Победоносные руны приносили победу, если вырезались на клинках мечей, некоторые – на ножнах, другие – на рукоятях. Руны писались на мачтах кораблей и на вёслах и могли сохранять от бурь на море. Саги, наделяя конунга умением слагать стихи и разбираться в рунах, преподносят его образ, как образ умного человека с огромным духовным потенциалом.

  Подводя итог, необходимо сказать, что образ конунга, рисуемый сагами, в какой-то степени стереотипен. Но однозначно говорить об этом нельзя, каждый конунг обладает какими-то своими, особенными качествами, при этом авторы не стремятся к идеализации его образа.

Назад

добавить в избранное                        написать письмо

Рассылки@Mail.ru
Мужская газета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

  

Rambler's Top100

 

Дизайн и поддержка - paxan14
Сайт создан в системе uCoz